Основной контент

Современный Красноярск Красноярск в XX веке

  • Татьяна Медведева

Положение Красноярска на пересечении существующих и перспективных межконтинентальных трасс железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного транспорта обусловливает возможность развития города как крупнейшего транспортного центра, связывающего страны Европы со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Истоки энергетической системы Красноярья берут свое начало еще в позапрошлом веке. Именно в начале 1880-х годов, одновременно с петербургскими, стала вырабатывать электроэнергию и первая электростанция в Красноярске, которая освещала жилые помещения и магазины купца Гадалова. Заговорить об электрическом освещении улиц помог резкий рост преступности в городе, связанный с наплывом разного люда по открывшейся железной дороге. 36 городовых с беспорядками в городе не справлялись. В неделю в Красноярске происходило до 10–15 ограблений. В 1912 году была построена первая городская электрическая станция, в здании которой и в настоящее время находится ОАО "Красноярскэнергосбыт". На улицах и в домах города загорелись первые 262 электролампочки. К концу 1912 года было уже 12 000 абонентов.
Первая мировая война вызвала существенные сдвиги в экономической жизни. Численность горожан резко увеличилась прежде всего за счет беженцев и военнопленных и достигла 120-130 тысяч человек. Во время войны пленных австро-венгерских солдат отправляли в Сибирь, на Урал, в Туркестан. В Красноярске тоже был лагерь военнопленных. Он находился в военном городке, в районе нынешних улиц Краснодарской и Малиновского. Специальный лагерь строить не стали, а использовали казармы.
В революционном 1917 году Красноярск стал одним из важнейших форпостов большевиков за Уралом. Процесс установления советской власти был прерван чешско-белогвардейским переворотом и только в 1920 году Енисейская губерния была освобождена от колчаковцев.
С установлением советской власти военнопленных выпустили, а лагерь военнопленных стал концлагерем, в который стали сажать тех, кого большевики считали своими врагами. Кроме того, концлагерь служил и фильтрационным лагерем для пленных солдат и офицеров армии Колчака. В обход Красноярска, далее на восток ушли только каппелевцы, продолжив Великий Сибирский Ледяной поход.
Образование Красноярского края в 1934 году с центром в городе Красноярске дало серьезный толчок для развития красноярской экономики. За первые две пятилетки в городе было введено 33 новых промышленных предприятий. В начале 1930-х годов начал застраиваться правый берег. Деревни Базаиха, Торгашино и Злобино, где жили 24 тысячи человек, а также территории строящихся заводов объединили и создали Кировский район Красноярска, а затем и Ленинский.
Весьма популярны в 1930-е годы были статьи о разоблачении заговоров «врагов народа», вредивших социалистическому строительству. Так, в ходе «активной» борьбы с «врагами народа» в крае погибли многие талантливые руководители, деятели науки и культуры: Владимир Крутовский, Вячеслав Косованов, Петр Петров, Георгий Трошин. В 1938 г. были расстреляны Александр Субботин - первый директор Красмаша, Александр Телегин, стоявший у истоков красноярского судостроения, Петр Очеретько - первооткрыватель Игарской протоки, Павел Мещеряков, возглавлявший Красноярское пароходство. Были уничтожены и многие высокие партийные руководители края, среди них и Павел Акулинушкин - .первый секретарь Красноярского крайкома и горкома партии.
В эти же годы на территории Красноярского края складывается и сеть лагерей ГУЛАГа, заключенные активно участвуют в строительстве заводов и городов. Многие заводы, особенно в военное время, строились заключенными. По сути дела, весь правый берег Красноярска представлял собой сплошную зону. Лагеря — «обычные» и трудармейские были на каждой правобережной станции — Сорокино, Зыково, Злобино, Енисей.
Вступили в строй Красноярский мельничный комбинат, один из первенцев советской мукомольной промышленности, Красноярский деревообрабатывающий комбинат (ДОК). Гордость Красноярска, завод ОАО «Красцветмет» имени В. Н. Гулидова, начинался когда-то с аффинажного завода. Сегодня это крупнейшее в мире и единственное в России и республиках бывшего СССР предприятие, осуществляющее в промышленных масштабах аффинаж платины и благородных металлов.
В годы Великой Отечественной войны Красноярск разместил на своей территории и в крае более 80 эвакуированных промышленных предприятий. С годами стала забываться глубина трагизма тыловой сибирской жизни. Красноярский поэт Игнатий Рождественский, первый учитель писателя В. П. Астафьева в Игарской школе-интернате, писал: «Станки стояли прямо на снегу, /К морозной стали руки примерзали, /И задыхалась вьюга на бегу, /И в белых вихрях затерялись дали. /Ещё не возводили корпуса, /И котлованы только намечали, /Но мы творили – нет, не чудеса, /Мы просто фронту честно помогали». Архивные документы рассказывают, что, например, многие работники артелей из-за 3-месячной невыплаты заработной платы находились на краю гибели. Рабочие ходили по полям и собирали мерзлую картошку. Из-за недоедания люди умирали. Среди них было много молодых девушек и женщин. В короткий срок возникла крупная металлообрабатывающая, машиностроительная, химическая, электротехнические отрасли, промышленное производство возросло в два раза. Здесь формировались многие прославленные воинские соединения. Из числа призванных в армию из Красноярска 45 человек были удостоены звания Героя Советского Союза.
В 1950-е годы Красноярск стал одним из крупнейших индустриальных центров страны. Это стало возможным благодаря возникшей в городе фундаментальной строительной индустриальной базе. Были построены заводы асбоцементных изделий, железобетонных изделий, фибролитовых плит, шиферный, домостроительный цех Красноярского ЛДК, обучены и воспитаны высококвалифицированные кадры (каждый пятый рабочий и служащий был занят в строительстве), что обусловило быстрый рост капитального строительства.
В 1958 году в Красноярское депо прибыли первые электровозы, и совсем скоро будет потушена топка последнего паровоза. Модернизирован речной транспорт, появляются буксирные теплоходы мощностью в 300 лошадиных сил, осуществляется перевод судов с твердого на жидкое топливо. В 1954 г. началось строительство завода искусственного волокна, через три года предприятие уже выпустило свою первую продукцию: шелковую нить, кордную ткань. Ныне завод не работает, а его цеха частично превращены в современные торговые площади. В 1955 г. выпущена первая продукция завода телевизоров — телевизоры «Авангард». Сегодня предприятие закрыто, на его территории расположен торгово-развлекательный центр, частично офисные здания и сооружения.
В 1955 г. на базе опытного электрометаллического завода организован завод «Сибэлектросталь» — первенец черной металлургии в Красноярском крае. Завершено строительство Красноярского целлюлозно-бумажного комбината. В мае 1957 г. начался частичный ввод в эксплуатацию Красноярского шелкового комбината, и уже через год он работал на полную мощность, ныне корпуса предприятия превращены в торгово-выставочные залы.
Красноярск. 1978 год.
Увеличить
Красноярск. 1978 год.

Строительство театра оперы и балета.

Два десятилетия двадцатого века с 1970 по 1990 годы называют красноярским взлетом. В это время вводится в строй ряд новых заводов: шинный, резинотехнических изделий, биохимический, завод медицинских препаратов, алюминиевый, металлургический, экскаваторный и другие комбинаты.
Мощный экономический рывок намного опередил темпы промышленного роста страны. Весь мир знал о строительстве крупнейшего алюминиевого завода в Красноярске, одной из мощнейшей ГЭС на Енисее, заводов большой химии. Учрежден Красноярский филиал СО АН СССР, организованы Институт медицинских проблем Севера, Вычислительный центр, Красноярская государственная телерадиокомпания. Построены театр оперы и балета, новые стадионы и школы, открыт университет, картинная галерея, залы филармонии, музей на Стрелке, дал свой первый концерт Красноярский симфонический оркестр.

Красноярск современный

Положение Красноярска на пересечении существующих и перспективных межконтинентальных трасс железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного транспорта обусловливает возможность развития города как крупнейшего транспортного центра, связывающего страны Европы со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Близость Красноярска (по сравнению с городами европейской части страны и Западной Сибири) к Японии, Китаю, Южной Корее создаёт возможность для активного роста экономики и других сфер жизни города на основе расширения внешнеэкономической деятельности и сотрудничества.
В городе исторически сложилась полиотраслевая структура экономики (12 основных видов экономической деятельности). Наряду с традиционными для края производственными секторами: металлургией, энергетикой, машиностроением – всё более активно развивается строительная индустрия, индустрия сервиса, образование и здравоохранение, производство идей и технологий, в том числе в социальной сфере, которые позволяют городу сохранить лидирующие позиции и развить свою инвестиционную привлекательность.
Красноярск формирует треть населения края, 65% объёма платных услуг населению, 58,4% оборота розничной торговли, 24,8% инвестиций в основной капитал, 17,2% объёма отгруженной продукции региона.
В Красноярске зарегистрировано 47,2 тысяч предприятий и организаций, и около 32,8 тысяч индивидуальных предпринимателей (данные на 1 января 2011 года). Красноярск в 2009 году вошёл в десятку крупных российских городов, наиболее благоприятных для развития торговли за ряд высоких показателей в области размеров рынка, темпов роста розничного товарооборота и наличию качественных торговых площадей.
Современный Красноярск
Увеличить
Современный Красноярск

Город активно застраивается. В настоящее время в Красноярске одновременно строится около 800 объектов жилого и гражданского назначения. Жилищное строительство - одно из приоритетных направлений градостроительной политики Красноярска. За последние пять лет в краевом центре введено в эксплуатацию более 3 млн. кв.м. жилья. Это 586 домов и более 50 тысяч квартир. По итогам 2010 года в городе введено 616,1 тыс.кв.м., что на 31 % больше, чем за 2009 год.
Красноярск – город с многолетними культурными традициями. Краевой центр является одним из шести городов России, в которых есть все типы учреждений  культуры, все виды театров. В Красноярске 40 муниципальных учреждений культуры и искусства, 3 тысячи творческих работников. Именно культура служит объединяющим началом для представителей разных народностей и религиозных конфессий, проживающих на нашей многонациональной территории.
Современный Красноярск
Увеличить
Современный Красноярск

Красноярск активно  участвует в приумножении культурных традиций России. Образ нашего города неразрывно связан именами выдающихся деятелей культуры – Василия Сурикова, Петра Словцова, Виктора Астафьева, Андрея Поздеева, Михаила Годенко, Ивана Шпиллера, Дмитрия Хворостовского. Заслуженную славу снискали Ансамбль танца «Енисейские зори» им. Г. М. Петухова, Красноярский камерный оркестр, Музей-усадьба им. В. И. Сурикова и многие другие коллективы, которые с честью представляют Красноярск не только в нашем регионе, но и далеко за его пределами.
В городе работает более 50 организаций, выполняющих научные исследования и разработки, в том числе 6 крупных институтов в составе Красноярского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. Более 120 тыс. молодых людей обучаются в 20 высших и 23 средних специальных учебных заведениях. Именно в Красноярске в 2007 году создан ВУЗ «третьего тысячелетия» - Сибирский федеральный университет, в состав которого вошли 4 высших учебных заведения. Он сопоставим по масштабам лишь с МГУ.
Современный Красноярск
Увеличить
Современный Красноярск

Краевой центр – символ ярких побед в биатлоне, регби, хоккее с мячом и вольной борьбе. Ежегодно в Красноярске проводится международный турнир по вольной и женской борьбе серии Гран-При «Иван Ярыгин». Бувайсар Сайтиев – шестикратный обладатель главного приза этого турнира. Красноярск – единственный город в мире, представители которого 21 раз становились чемпионами мира по мотоспорту. В городе работают 35 детско-юношеских спортивных школ, 70 физкультурно-спортивных клубов, 8 организаций, занимающихся адаптивной физической культурой и спортом. На территории Красноярска работают три Академии по видам спорта, выступающие центрами подготовки спортсменов уровня национальных сборных.
Красноярск – город массовых физкультурно-оздоровительных технологий. Уже более 10 лет развивается масштабное спортивное движение «Стартуют все», городские оздоровительные зарядки, легкоатлетический пробег «Красноярская часовня» - стали неотъемлемой частью спортивной жизни города.
Сегодня города конкурируют друг с другом за потребителей, туристов, инвестиции, уважение и внимание. Мегаполисы – это экономические и культурные центры нации, становящиеся местом международного соперничества в области талантов и славы, капиталов и комфортной городской среды.
Благоустройство в Красноярске стало одной из основных программ развития города. Изящный, эстетичный вид современного Красноярска подчеркивает множество деталей: это и ажурные кованые скамейки, декоративные фонари, гранитные диваны, городская скульптура - словно живущие на улицах среди прохожих. Вертикальное озеленение, множество красивых оригинальных фонтанов, возрождающиеся в последнее время в разных уголках краевого центра скверики и парки, урны евро-стандарта, одним своим видом поощряющие горожан соблюдать чистоту. Каштаны и пальмы на улицах сибирского города, бесконечные клумбы — если собрать их в одну, получится цветочный ковер площадью 15 тысяч квадратных метров. Красноярск - культурный центр и открыт для любых идей. Что касается западной культуры, то Красноярск не отклоняется от курса на глобализацию. Город скопировал брюссельские фонтаны, бразильские карнавалы, парижскую Триумфальную арку, китайские ледовые фигуры...
Все это — штрихи к портрету сегодняшнего Красноярска. Те самые яркие детали, над которыми пришлось немало потрудиться красноярцам, которые поражают теперь воображение гостей и жителей города.

1 Комментарий

  • 1

    Перезвоните

    Перезвоните мне пожалуйста 8(812)309-40-10 Антон.

    avatar Михаил 30.12.2018 6:23:04

* Обязательные поля

Ваши комментарии?

Заказ, аренда автобусов, микроавтобусов, автомобилей во все регионы России Транспортные услуги

Транспортные услуги

Возможен трансферт, встреча гостей города на железнодорожном вокзале или в аэропорту. подробнее Транспортные услуги

Ссылки

Статьи

Ссылки

Ссылки