Основной контент

Арт-симпозиум PEROOM в «Демидково»

Арт-проект санатория «Демидково», названный «Парк легенд Урала», не только амбициозен, но и, прежде всего, направлен на воссоздание собственной идентичности жителей Урала. Он предполагает создание авторских крупноформатных скульптур на темы сказов П.П. Бажова и установку их на территории санатория. Живя на уникальной природной территории, какой является Урал, при этом имея сегодня почти безграничные возможности для путешествий, мы нередко забываем о ценности, богатстве и древних традициях нашего края. В наш век, век стремительных передвижений по планете, век Интернета, когда далекое становится близким, а близкое, казалось бы, стремительно удаляется, обращение к собственным историческим ценностям представляется важным и необходимым трендом. И наша земля, как никакая другая, этого достойна!

Урал – это могучий горный хребет, прорезающий с севера на юг необозримые пространства. В его недрах хранятся несметные природные богатства. Именно здесь зародилась отечественная тяжелая промышленность, металлургия, первые шаги которой относятся к началу ХVIII века, когда появились заводы и рудники.

Сама потрясающе щедрая уральская природа рождала легенды и сказки, поэтичные образы которых старались объяснить происхождение неисчерпаемых богатств этой земли. Павел Петрович Бажов (1879-1950), потомок уральских горнорабочих, сам плоть от плоти этих мест, собрал и литературно обработал «тайные сказы», рожденные щедрой красотой природы и стремлением постичь ее тайны. Его герои говорят выразительным, полным «чудесной поэзии исконным языком», образы сказов наполнены народной мудростью.
Казалось бы, имя П. П. Бажова нам хорошо известно, и даже названия сказов и образы их героев мы припоминаем, но для нас сегодняшних это уже далекое прошлое. Решение обратиться к сказам П. П. Бажова, положенных в основу замысла «Парка легенд Урала», представляется очень правильным. Камень для Урала – это и почва, на которой находится значительная часть территории, и надежный материал для строительства, и рожденные им редкие по красоте природные ландшафты.
В арт-проекте «Парк легенд Урала» мелкозернистая разновидность известняка, добытого здесь же на Урале, является материалом для скульптур. Этот камень бело-бежевого, бело-сероватого цвета имеет неоднородную пористую структуру с вкраплениями пород, образующими прожилки от темно-серых, охристых до голубоватых оттенков. Цвет, прожилки и плотность камня обусловлены разнородными природными обстоятельствами его роста, его исторический возраст исчисляется миллиардами лет.
Известняки, в отличие от мрамора, не обладают эффектной структурой и плотной поверхностью. Это про них Хозяйка Медной горы Бажова говорила, сравнивая их с драгоценными и поделочными камнями: «Дальше… на многие версты желтяки да серяки с крапинкой пойдут. Что их смотреть?». Однако именно этот камень пригоден для создания крупной скульптурной формы.

Выбор уральского камня как исходного материала был принципиален для проекта, реализации которого приняли участие девять пермских скульпторов, имеющих разный опыт в этом, совершенно особенном, виде творчества. Большинство из них начинали как камнерезы, обученные созданию небольших каменных фигурок, традиционно изготавливавшихся в Прикамье из различных уральских камней.

Создание монументальной скульптуры – колоссальный физический труд, связанный с обработкой многотонной глыбы. Великий скульптор эпохи Возрождения Микеланджело говорил, что работа ваятеля проста: нужно взять камень и просто убрать все лишнее. Тонны сколотого «лишнего» камня в ходе многодневной работы скульпторов покрыли рабочую площадку на пространстве служебной зоны среди леса в «Демидково». Постепенно, в течение трех недель, начали проявляться монументальные контуры задуманных образов.
Команда скульпторов из Перми создала девять оригинальных произведений: «Хозяйка Медной горы», «Богатырева рукавица», «Серебряное копытце», «Огневушка-Поскакушка», «Каменный цветок», «Данила-мастер», «Змеиный след» да «Ермаковы лебеди». К этой компании героев П. П. Бажова был добавлен «Демидыч», фольклорный персонаж, ставший своеобразным талисманом «Демидково».
Герои сказов, в отличие от «Демидыча», имеют довольно большую и широко известную иконографию. Иллюстраторы, художники-мультипликаторы много раз обращались к образам сказов, которых оживляли в художественных фильмах, драматических и балетных спектаклях. Яркие и понятные изображения надолго остаются в памяти, стали привычными для нескольких поколений. Часто они создавались в стилистике традиций Х1Х века.

Красочность и живописность всегда сопровождали эти образы. Уральские самоцветы, драгоценные каменья, золото и малахит становились действующими персонажами сказов, с ними ссорятся или договариваются камнерезы, рудокопы, мастера горного дела. Сочные густые цвета неизменно воссоздавались в изображениях.
В скульптурной же форме знакомые герои оказываются совсем неожиданными, их образы чаще всего не похожи на что-либо ранее виденное, они рождены творческой фантазией каменных дел мастеров ХХI века. И каменный цветок сделан не из малахита, как это было в сказе, а все из того же известняка, и притаившуюся Огневушку-Поскакушку тоже не сразу распознаешь…
Лишенные цвета скульптурные образы сказов «оживают» в реальном пространстве, в котором существуем и все мы. На них, так же, как и на нас, начинают воздействовать элементы этого пространства: свет, воздух, различные ракурсы, направленность освещения. Цвет камня, его текстура и фактура, поверхностная обработка и сама форма – вот язык, которым «говорит» этот вид искусства.
Монументальная скульптура имеет свойство выразительностью своей пластики активно взаимодействовать с окружающим ландшафтом, вовлекая в этот диалог зрителя. Более того, она способна придать неповторимость даже весьма ординарному пейзажному окружению. Важно, чтобы скульптурная форма хорошо «читалась» на значительном расстоянии, а при приближении раскрывалась в деталях и во множестве подробностей. Созданные для санатория «Демидково» скульптуры по замыслу устроителей должны дополнительно иметь и некоторые интерактивные свойства, рассчитанные на тактильное взаимодействие с ними, а также возможность игры. Вместе с тем, установленные в различных уголках лужаек и парковых зон скульптуры становятся больше, чем украшения, придавая замечательное своеобразие территории санатория. Они напоминают и об Урале, и о его природе, его богатствах и о героях преданий «старины глубокой».
Внушительные размеры каждого скульптурного объекта, с одной стороны, требовали серьезного подхода к тематике, с другой - поиска лаконичной выразительной формы. Искусство ваяния - это всегда строжайший отбор, умение «убрать лишнее» и заставить говорить о главном, характерном.

Авторы произведений – мастера, имеющие разный опыт работы с камнем. Создание монументального произведения потребовало от них колоссального напряжения и, вместе с тем, стало для каждого большим событием, дающим огромный профессиональный опыт. Среди авторов - выпускники и студенты скульптурного отделения Академии художеств в Перми: Артур Шелепаев, Егор Куклин, Владимир Сафонов, Илья Мехряков. Несмотря на юный возраст, у каждого из них опыт участия в фестивалях по созданию скульптуры в разных материалах - от снега и льда до дерева и песка.
Камень для скульптора едва ли ни самый желанный материал, а для создания произведения больших размеров нужно к нему приноровиться. Каменный блок в несколько тонн весом имеет свой характер, он нередко, как говорят скульпторы, «сам ведет», позволяет или не дает делать форму по первоначальному замыслу, а иногда помогает найти более интересное решение. Потому каждый новый камень – это новый опыт и новый творческий эксперимент.
Среди авторов команды скульпторов студенты двух пермских университетов Арсений Белобородов и Артем Шеин. Скульптура не является их основной специальностью, однако опыт работы со скульптурной формой уже немалый, благодаря фестивальному движению в России. На фестивале в «Демидково» они получили еще одну возможность поработать с крупной каменной формой. Одним из самых опытных мастеров скульптуры в группе из Перми является Константин Сиряченко. Его первоначальная специальность (деревянная резьба самого разного характера) дополнилась многолетним опытом работы практически со всеми материалами.
Душой «каменного» симпозиума-фестиваля стали Наталья Белобородова и Андрей Катаев. Оба они не только имеют колоссальный опыт работы со скульптурой из разных материалов, но и весьма инициативны, имеют множество творческих идей и проектов. Наталья – дизайнер, скульптор, художник-график, пишет стихи. Андрей - педагог, граффитист, скульптор и путешественник, занимается живописью.
Именно они, совместно с автором и куратором проекта «PEROOM» Ильдаром Маматовым, выступили авторами идеи проведения арт-симпозиума каменной скульптуры на темы сказов П.П.Бажова. Богатый опыт и творческие связи скульпторов позволили им собрать команду, трудившуюся над созданием оригинальных произведений.
Возникшая в «Демидково» идея стала основой «Парка легенд Урала» на территории санатория и позволила создать неповторимые пейзажные уголки и живописные пространства, дополнив и сделав более разнообразной среду, в которой река, сосны, корпуса и коттеджи – уже готовый ландшафт, ранее любовно созданный. По замыслу организаторов, скульптурные образы будут вовлекать зрителей в магию древних легенд, будут помогать прочувствовать глубинные ценности и философию уральской природы, гордиться богатством ее недр.
Творческая неуспокоенность авторов идеи и всех участников проекта симпозиума-фестиваля позволяет надеяться на то, что этот своеобразный праздник искусства будет иметь не только впечатляющий результат, но и продолжение, возможно, в более широком масштабе (участие скульпторов из разных стран).
Одно из значений слова «симпозиум» - пиршество, еще одно - совещание по разным вопросам, чаще международное. В случае арт-симпозиума в «Демидково» это пиршество творчества, формы, исторических смыслов и образов, способных побуждать к воспоминаниям о древней самобытности Урала. В свою очередь, это может вдохновить и зрителей, и отдыхающих санатория к дальнейшим творческим взаимодействиям. Подключая собственное воображение, рассматривая скульптурные образы с разных точек зрения, в разных ракурсах, зритель может попытаться разгадать во многом неожиданные решения. Вместе с тем, эти решения продиктованы не только личными творческими устремлениями авторов, но и рождены потребностью своеобразной исторической самоидентификации.
Помимо богатого творческого опыта каменных дел мастера при создании монументальных скульптурных объектов продемонстрировали как владение приемами классической пластики, так и знание современной стилистики, использовали дизайнерские элементы в своем пластическом языке. П. П. Бажов подарил русской литературе богатства целого края, санаторий «Демидково» дарит людям радость новых открытий. Пиршество красоты, жизни, творчества и восхищения природой продолжается!

Ольга Клименская,
член Ассоциации искусствоведов (Общероссийская общественная организация историков искусства и художественных критиков),
член Союза художников России (член Международной ассоциации изобразительных искусств – АИАП ЮНЕСКО)

Ссылки

Статьи

Ссылки

Ссылки