Основной контент

История Березниковской церкви Иоанна Предтечи

  • Илья Телегин

История Березниковской церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи неотделима от истории края, в котором мы живем. Важной эпохой для Пермской земли было поселение здесь Строгановых. Московское правительство в 1558 году пожаловало Григорию Строганову «отхожие земли» по Каме с расчетом, что, благодаря мощной инициативе и вложению крупных частных финансов, удастся обустроить столь обширную территорию и закрыть границы Перми Великой от набегов кочевников.

Солеварение

В 1697 году Григорий Дмитриевич получает Зырянские промыслы, «что находятся в смежности с промыслами Строгановых, в одной версте через Каму…». За это приобретение он обязан доставлять ежегодно «в Москву и другие города по 100 тысяч пудов соли безвозмездно, а так же не имел права рубить леса близ Зырянки и приписных крестьян работой не отягощать». Реальная прибыль с промыслов была невелика и в 1700 г. Григорий Дмитриевич испрашивает у казны зырянские земли с крестьянскими угодьями себе во владение. Государственные крестьяне превращаются в крепостных Строганова, за казенные строения на Зырянских промыслах Горигорий Дмитриевич заплатил в казну 28 198 руб 90 коп.
Однако уже в 1712 году Строгановы обращаются к государю, заявляя о невыгодности зырянских промыслов. Они вновь переходят в государственное управление, под ведение «особого комиссара». Особый комиссар в 1714 году отправляет донесение, в котором сообщает о бесполезности промыслов для казны, и они вновь возвращаются Строгановым.
Александр, Николай и Сергей Строгановы, как и предыдущие поколения этой семьи, столкнулись с нехваткой людских ресурсов в малонаселенных пермских землях. Добыча соли для поставки в казну и ее транспортировки в Нижний Новгород (по условиям, подписанным еще Григорием Дмитриевичем) требовали огромного количества рабочих рук. До 1742 года эта проблема решалась путем привлечения бродяг, беглых и беспаспортных, которые благодаря приемлемым условиям охотно шли к Строгановым на работу. Однако после указа 1742 года, категорически воспрещавшего принимать людей не только беспаспортных, но даже с письменными паспортами, на работу можно было брать только немногочисленных владельцев печатных паспортов. В отдаленных пермских землях таких находилось немного. Строгановы попытались использовать все свое влияние и обратились в Сенат с просьбой сделать для них исключение за солидные взносы в казну, но получили отказ. Тогда они подали императрице Елизавете Петровне челобитную, в которой просили взять за соответствующее вознаграждение их соляные промыслы в государственную казну. Рассмотрение этого дела тянулось несколько лет. В это время возникла серьезная конкуренция строгановской соляной монополии — началась активная разработка соляных месторождений озера Эльтон. Соль эта была дешевле строгановской. Большинство промыслов Строгановых не выдержало конкуренции, и значительное количество их соляных варниц было закрыто. В 1750 году, после очередной жалобы на скудость, промыслы передаются Строгановым в вотчинное владение, положенный же за них оброк снимается. И уже в 1772 году после сильного пожара, а так же из-за того, что варницы и трубы пришли в ветхость, соледобычу здесь было решено прекратить.

Храм

По переписи Кайсарова (1623-24 гг): «погост Зырянка на реке Зырянке… И в погосте храм деревянный во имя Николая Чудотворца. У церкви двор попа Семена Ондреева, двор дьячка Ивашко Микитина, двор пономаря Степки Данилова, двор просфорницы Марьи». В 1687 году заложена и в 1691 освящена была уже новая деревянная церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи с приделами Николая чудотворца и Екатерины мученицы. При церкви этой было два священника, диакон, дьячек, пономарь, сторож и просфорня.
Церковь располагалась на высоком холмистом берегу реки Зырянка. В прошлые века она четко выделялась на фоне приземистых домов села Зырянка. В 20 веке с появлением промышленных построек церковь затерялась среди промышленных зданий. А ведь в начале 20 века у церкви была своя библиотека, в которой было до 350 книг. Об убранстве храма может свидетельствовать Список имущества, принадлежавшего Зырянской церкви, составленный в 1922 г. при изъятии ценностей в пользу голодающих. Здесь перечислены иконы большого размера - 9, в серебряных большого размера - 1, разных икон без риз - 129, домовых икон малого размера в жестяных ризах и без риз - 20”, а также “ эмалевых крестов выносных - 3, железных крестов с эмалью - 2, крестов - распятий -3, выносных крестов деревянных - 2, металлических хоругвей -1 пара... колоколов -7.” К церкви были приписаны 4 часовни в деревнях Новое Суханово, Жданово, Чупино и Дурыманы.
Историограф И.Ф. Словцов отмечал в 1875 году следующие достопримечательности этой церкви: «икона Св. Николая Мирликийского чтимая за явленную, как древность, есть икона Знамения Божией Матери,- остаток Пыскорского монастыря. На левой стороне иконы сей есть следующая надпись: “сей святый образ из кельи бывшего в Пыскорском Преображенском монастыре отца архимандрита Павла”. Кроме сих двух икон имелись еще весьма древние три иконы: Крестителя Господня Иоанна, Алексия Человека Божия и Св. Великомученицы Екатерины. Все сии иконы были написаны в рост человека с деяниями по бокам и обложены серебряными ризами, на последней из коих риза вызолочена. Иконы сии замечательны тем, что на поклонение им, во дни нарочито празднуемые Св. церковью приходят благочестивые богомольцы не только из окрестных сел, но и из весьма отдаленных мест, и, притом, в великом множестве. Богослужения в эти дни с служением для паломников молебнов продолжалось иногда до четырех часов пополудни и почти непрерывно».
Книг древних в этой церкви немного. Три напрестольных Евангелия (1722, 1703 и 1697 годов издания), книга житий святых за сентябрь, октябрь и ноябрь издания 1689 г, общая и праздничная минея издания 1663 г и служебник издания 1668 года. Последние три книги Московской печати.
В приходе Зырянской церкви числилось 35 деревень, прихожане бывали на исповеди, соблюдали посты. Кроме того, многие из них постились всю Воздвиженскую неделю и неделю перед 29 августа; старики постились по понедельникам, а после соборования не употребляли ни скоромного, ни рыбы шесть недель. Почти каждый домохозяин из прихожан, построивший дом, хоть и за 10 – 15 верст от церкви, обязательно приглашал к себе из храма причт со святыми иконами для служения молебнов Спасителю, Божьей Матери, Николаю Чудотворцу, пророку Божиему Илье, св. мученику Власию, великомученику Георгию и св. великомученице Анастасии; после молебна совершалось водосвятие и окроплялся весь дом со службами и скотом. Многие прихожане ходили пешком на поклонение святым мощам св.праведного Симеона Верхотурского чудотворца и в село Ныроб на поклонение явленной и чудотворной иконе святителя Христова Николая. Паломничества эти совершались по благочестивому побуждению или по обету, данному в тяжкой болезни или какой-либо беде.
Кроме обычных, предусмотренных уставом церковным, крестовых ходов в Зырянке было два особенных. Первый совершался с образами 29 июня в соседнюю Веретийскую Свято-Троицкую церковь, где иконы остаются до 20 июля. В этот день причтом Веретийской церкви они приносятся обратно в Зырянскую церковь. По окончании Божественной Литургии, совершаемой совместно причтами Зырянской и Веретьинской церквей, совершается крестный ход вокруг всего села Зырянка.
Из Клировых ведомостей церквей 4 благочинного округа Соликамского уезда Пермской епархии за 1903 год узнаем:
«5. Причта при сей церкви до 1873 года было положено священник и два псаломщика, а по штатом 1873 года священник и псаломщик, а в 1885 году по указу Священного Синода от 4 марта за №3 положен штатный диакон; в настоящее время состав причта трехименный»;
«19. В сем с 10 октября 1864 года существует открытая священником Федором Смышляевым церковно-приходская школа, помещающаяся в общественном здании. Учащихся в сей школе на 1 января 1904 года состоит 54 мальчика и 23 девочки. Содержание получает школа от Казны и Соликамского Уездного Отделения Епархиального Училищного Совета. Преподавателями в сей школе состоят священник Вениамин Пономарев по Закону Божиему, диакон Петр Гребенщиков по остальным предметам и псаломщик Федор Тотьмянин по пению.
20. При церкви с 3 апреля 1894 года существует открытое священником Александром Бажановым Церковно-Приходское Попечительство…».
Из Клировых ведомостей за 1906 год узнаем, что диакон Петр Гребенщиков «рукоположен в сан священника с оставлением на той же штатной диаконской вакансии при той же церкви в 1905 году. Постановлением Пермского Епархиального училищного Совета за №31 назначен законоучителем местной церковно-приходской школы. Кроме него в школе псаломщик обучает грамоте, учительница занимается в средней и старшей группах по восьми остальным предметам и помощница - только в одной младшей группе.
На штатное место к Зырянской Иоанно-Предтечинской церкви резолюцией Его Преосвященства, преосвященнейшего Никанора, епископа Пермского и Соликамского 5 сентября 1906 года из села Золотые Промыслы Пермского уезда перемещен священник Дмитрий Михайлович Варушкин. В этом же году его избирают председателем местного церковно-приходского попечительства. В 1907 году он становится законоучителем в церковно-приходской школе.
Приходская жизнь оборвалась в 1933 году. Церковь закрыли. Последним настоятелем был отец Василий Жигульский, перешедший после в церковь поселка Ленва, где находился до ее закрытия.
Впоследствии здание церкви претерпело множество изменений и использовалось в различных целях. Во время войны здесь находился склад боеприпасов. Позднее здание церкви принадлежало фабрике «Кама», затем «Стройгаз». С 1984 года размещался реставрационный участок Пермской научно-реставрационной мастерской, восстанавливавший памятники Усолья. Внутри алтаря была сушилка для досок, в главном притворе был сооружен 2ой этаж, где располагался теннисный корт. Естественно, за все это время настенная роспись храма была нарушена.
20 августа 1991 года церковь была вновь открыта.
Начались восстановительные работы. В храме был убран второй этаж, разобраны кирпичные кладки, разделявшие здание на несколько комнат, восстановлен купол на летнем храме и 6-й ярус колокольни. Помогли предприятия и администрация города. Директор БРУ-1 Кравцов безвозмездно организовал восстановление коммуникаций, уже осенью в храме было отопление. С приобретением древесины помогла фирма «Кросс», директором которой был тогда Макаров Сергей. Церковь за годы безверия утратила кресты, маковки, купол. Бывший директор БТМК Кушнин помог с их приобретением. Был сделан наружный ремонт здания, поставлены ограда и кованые врата. Архиепископ Пермский и Соликамский Афанасий приезжал освящать открывшуюся церковь. Иконостаса еще не было, только занавес и несколько икон, действовал только один предел. Летом 1992 года началась внутренняя реставрация здания. Был постелен новый деревянный пол. Удалось восстановить два алтаря. Главный иконостас выполнен по проекту Е. Митяева с иконами его письма, “Евангелисты” и “Благовещение” в алтарных вратах исполнены художником Л. Плесовских.
За 2004-05 годы изменился внутренний интерьер храма
Увеличить
За 2004-05 годы изменился внутренний интерьер храма

Деревянный пол застелили линолеумом. Храм сразу преобразился, стал наряднее. Заменен иконостас малого предела Св Великомученицы Екатерины. В плане была замена иконостаса главного предела на новый, классический, а так же реставрация внутренней отделки храма.
Но в самом начале ремонта возникла необходимость полной замены старой штукатурки. Когда сбили слой в главном пределе, заметили - первоначальный облик храма нарушен. Там, где была глухая стена, решили восстановить заложенную арку. Сейчас три арки вместо одной большой, но в храме стало просторнее и светлее. Окна заменены на современные, стилизованные под старину. Заменен полностью пол. Убрали деревянный настил и положили мраморную плитку. От этого пол опустился немного и храм стал выше, просторнее. Улучшилась акустика церкви. Сменили бетонную ограду церкви на кованную. Сделали клумбы, посадили цветы. 24 января 2007 года установлены новые купола. Начали замену кровли. Идет монтаж нового иконостаса в малом приделе Великомученицы Екатерины.
В сентябре 2007 года, специалист по общим вопросам Илья Телегин осуществил настрой колокольни. В его же исполнении можно услышать «северные прикамские» и «архангельские» праздничные и будничные звоны. Колокола были подобраны в классическом Верхнекамском стиле.

1 Комментарий

  • 1

    Без заголовка

    позновательно спасибо

    avatar Гость 04.07.2012 8:08:00

* Обязательные поля

Ваши комментарии?

Ссылки

Статьи

Ссылки

Ссылки