Основной контент

Святыни «Знайте боль нашу…»

  • Илья Телегин

В расцвете своей деятельности Феофан вспоминал: «С раннего детства рос сиротой на попечении матери, глубоко религиозной, кроткой и смиренной женщины, много рассказывавшей мне о жизни преподобного Сергия, имя которого я носил, и на попечении заменившего мне отца дяди-воспитателя, кроткого и смиренного сельского пастыря, 50 лет прослужившего в одном и том же глухом, захолустном селе.

Божественное семя в них сеяв

– Благословите, Батюшка! Доброго утра! Ну, что сегодня едем?

– Да, конечно! Нам дают машину. Ждем с матушкой тебя к полудню.
Так начался долгожданный день экспедиции к месту явления иконы Знамения Божией Матери. Отец Роман, настоятель Знаменской церкви в Городище, что за Соликамском, давно уже задумал эту поездку. По дороге до Городища вспоминаю про деяния первого святителя земли пермской Стефана. Ведь сегодня, 9 мая день его памяти.
«Пермская страна», обширная территория между реками Печорою и Двиною, в верховьях Камы и Вычегды, находилась в зависимости от Новгорода Великого, а по мере усиления Московского княжества — от Москвы.
Около 1346 года в Великом Устюге с семье причетника соборной церкви родился мальчик на миру крещеный именем Стефан. Ему было предрешено стать епископом Перми Великой. Сегодня мы знаем его как почитаемого Стефана Великопермского.
Он учил пермяков, строил школы, благодетельствовал, во время голода доставлял хлеб. В совершенстве владел языком зырян. В 1375 года он изобрел для Пермского языка 24 буквы и перевел на оный со Славянского главные церковные книги. Обучал Зырянских детей на Пермском языке часослову, псалтыри и другим переведенным на их язык книгам.
Проезжаю по Соликамску. За одним храмом виднеется следующий, и дальше, дальше… Неоценимы заслуги святого Стефана в строительстве Божиих храмов на Пермской земле. Придавая большое значение благолепию храмов, святой Стефан украшал их иконами, часть которых была написана им самим. Во всех построенных им храмах богослужение совершалось на зырянском языке.
Сей ревностный проповедник слова Божия провел в неутомимых трудах 21 год, из которых 13 лет был епископом Великопермским. В XVI столетии Российская Церковь причислила его к лику святых и празднует память его апреля 26-го. По новому стилю день памяти Стефана Великопермского отмечается 9 мая. В 2006 году исполнилось 610 лет со дня кончины святителя Стефана.
Так начиналась история просвещения Пермской земли. Повсеместно строилсь храмы, церковно-приходские школы, больницы. Основа, заложенная Стефаном Великопермским, незыблемо простояла почти пятьсот лет до мученической кончины последнего пермского епископа Феофана в 1918 году. К началу двадцатого века Пермские земли славились интеллигенцией, первыми театрами, образованными и богатыми купцами. Старообрядцы – кержаки, хоть и числились крепостными, да купцами, но были пообразованней некоторых уездных чиновников. На Пермской земле был один из оплотов белого сопротивления безбожной и разорительной советской власти. Все это раздражало руководство молодого социалистического государства. С 1917 года начались кровавые расправы над пермским духовенством. Вершиной бесчинствующих красных комиссаров стало мученическое убиение последнего пермского епископа.

Ямщики к власти пришли

В день празднования памяти святого апостола Иоанна Богослова, 26 сентября 1867 г., в семье дьячка Петра была особая радость: раба Божия Анна родила мальчика. Младенца при крещении нарекли Сергием. Ему предстояло возмужать, стать епископом Соликамским Феофаном. Прошли годы обучения, потом преподавания и сподвижничества просвещению.

25 февраля 1917 г. состоялось наречение архимандрита Феофана во епископа. Торжество незабываемое! «Открылись царские врата и из них вышли пять епископов при мощном пении воспитанников семинарии более чем в 100 человек». Звучал тропарь Первосвятителю Пермскому Стефану: «Божественным желанием, от юнаго возраста, Стефане премудре, разжегся, ярем Христов взял еси и людей оляденевшая древле неверием сердца, Божественное семя в них сеяв, евангельски духовне породил еси…»
Местожительство викарного епископа – город Соликамск, где он пребывает на правах настоятеля Свято-Троицкого монастыря. Обитель расположена в самом городе на правом берегу речки Усолки, в 12 верстах есть пристань на Каме.
…15 марта 1918 года официально распущена Пермская духовная семинария; в этот же день ЧК заявляет себя как орган советской власти в Перми.
В бывших хранилищах ЧК–НКВД есть разрозненные документы Духовной консистории, на одном из них собственноручная резолюция епископа Феофана датирована 12 июля 1918 г. В записях местного летописца находим, что епископ Феофан арестован в октябре, убит в декабре…
Большевики панически оставляли Пермь под натиском войск Колчака. Стояла суровая тридцатиградусная стужа.
«Коммунисты привели епископа Феофана на берег уже замерзшей реки Камы, дело было 11 декабря 1918 года. Здесь одни срывали со своей жертвы одежды, а другие заплетали волосы епископа в косички, чтобы, связав их между собой, продеть под них жердь и приподнять таким способом свою жертву на воздух. Прорубь для казни приготовляли другие мучители. По обе стороны проруби появились скамейки, на которые встали два палача. Держа шест, продетый под волосы, за концы стали постепенно опускать в прорубь, с тем, чтобы через полминуты поднять его над прорубью и снова опустить в ледяную воду Камы. Через 15-20 минут, сменяя друг друга, палачи удовлетворили свои дьявольские желания. Тело Владыки Феофана покрылось льдом толщиной в два пальца, но мученик все еще оставался жив. Многочисленные свидетели, среди которых были и почитатели замученного епископа, видели весь этот ужас».
За пол года до этих событий епископ Феофан говорил: «А на злобу и вражду не будем отвечать тем же: будем молиться и за врагов, да простит им Господь, не ведят бо, что творят. Да укротит Господь ярость их, да преложит непримиримые сердца их к примирению и братолюбию».

Дорога ко Знамению

В расцвете своей деятельности Феофан вспоминал: «С раннего детства рос сиротой на попечении матери, глубоко религиозной, кроткой и смиренной женщины, много рассказывавшей мне о жизни преподобного Сергия, имя которого я носил, и на попечении заменившего мне отца дяди-воспитателя, кроткого и смиренного сельского пастыря, 50 лет прослужившего в одном и том же глухом, захолустном селе. С ним-то я и научился делить с народом и радость, и горе, встречать церковные праздники Рождества Христова и Святой Пасхи… Целые поколения прошли перед ним в крестинах, свадьбах, похоронах!..»

Вот так в старь жили! Священник и церковь оплотом была всех окрестных селений. В церкви и паспортный стол был, и все новости можно было узнать, и от лихой беды всем миром укрыться. Но не устояли стены церковные от разорений в годы лихолетия. Но главный храм в человеческой душе остался нерушим. Соберем по крупицам…
– Есть, есть в Логах колодец тот!
– Там рядом часовня была?
– Ну, во-о. Была! А у колодца-то не живут ужо. А раньше-то там Воложанинские жили. Потом их дом сгорел.
– Дак помню, там еще кирпичный завод был, щас кирпичи там валяются. Вот вам с Толей в Лога ехать-то надо.
– Ну-у, Толя-то знат!..
– Толя, прихвати бензинчику, вдруг не хватит…
Вот так, всем миром: кто дорогу покажет, кто машину предоставит, кто бензину плеснет в бак, а кто со светлой идеей о поисках святого места, отправились мы в поисках заветного колодца, где около 1655 года чудесным образом была явлена икона Знамения Божией Матери. Пока крепко держал тугую баранку уазика, вспоминался первосвятитель Стефан, богатейшая история развития православной культуры в Прикамье, и тут же рассказ батюшки о епископе Феофане… Мои пассажиры ехали тоже молча, каждый со своими мыслями, каждый со своими надеждами. Столько всего переговорено да передумано перед этой поездкой о восстановлении вековой традиции крестного хода от Городища до деревни Лога. Отец Роман задумал, если отыщем тот старый колодец, то обязательно нужно будет сходить крестным ходом до него. А пойти надо 22 июля, в этот день и явилась икона.
– Во тут часовенка стояла.
– Да не. Вон поодаль пустырек. Там, наверное!
– Эй! Любезнейший, ты с какого года здесь живешь? С сорокового? А колодец тут у вас был старый? А, вон там. Ну, спасибо, тебе!
– Чё-то ровно здесь для колодца-то.
– А ну, что здесь под травой? Колодец! Вот он!
Открыли колодец, и дождь пошел.

0 Комментариев

Еще нет комментариев

* Обязательные поля

Ваши комментарии?

Ссылки

Статьи

Ссылки

Ссылки