Основной контент

Игрушка – проводник в мир творчества и искусства Пермская кукла

  • Антонина Борисова

Оказывается, игрушка не просто детская забава. Она имеет глубокие исторические корни и традиции.

Музыкальный конь Натальи Ивановой
Увеличить
Музыкальный конь Натальи Ивановой

Глиняная свистулька в виде лошадки. Автор игрушки Наталья Иванова.

Игрушка в России до 18 века именовалась потехой, потешкой. Современные словари соотносят игрушку с развлечением и забавой. Мы видим как искренне радуются дети, когда получают в подарок плюшевого медведя или худышку барби. Для родителей игрушка часто становится палочкой-выручалочкой – погремушка быстро успокаивает ребенка, когда он плачет, игрушкой можно откупиться от приставаний «ну куу-пиии» или же занять ребенка на часок-другой, пока заботливая мама готовит ужин.

В чем же секрет игрушки? Чем она занимает внимание маленького ребенка, а порой поражает и радует даже взрослого человека? Игрушка не только потеха. Как бы ни была сказочна, она дает возможность сконструировать взрослый, такой еще неизведанный, загадочный мир. Играя, ребенок познает окружающее его пространство, воссоздает реальные и воображаемые предметы, образы. Игрушка дает ребенку раскрыть его творческие способности, но в то же время является конструктом реального мира.

 

Игрушка – между выдумкой и реальностью

Леший из рогатины и сена
Увеличить
Леший из рогатины и сена

Мальчик играет в самодельную игрушку из ветки и сена.

Игрушка – промежуточное звено между выдумкой и реальностью. В ней заключена таинственная связь человека с его фантазиями, мистическими мировоззрениями. В русской традиции куклы издревле служили обрядовым символом. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. В Древнем Египте куклы были погребальными дарами, они должны были скрасить одиночество умершего, а на Урале в культуре манси и хантов существовали погребальные куклы иттарма – вместилища душ умерших.

Игрушка отражает культуру, нрав и быт народа. Многие традиционные русские куклы имеют достаточно простую конструкцию, сделаны из самых доступных материалов, ведь в крестьянском быту все делалось своими руками и из подручного материала. Бралась веточка, а на нее накручивались ленточки, веревочки, лоскутки. Игрушки делались и из сена и камыша, лепились из глины, вырезались из дерева. С какой-то куклой можно было просто играть, забавляясь, другая же имела магическое значение и играла важную роль в народном обряде. Так, в ночь на Ивана Купалу делались особые обереговые куклы – Купавки. Купавка – кукла на двух сложенных крестом палочках, к ее рукам привязаны ленточки или лоскутки. Каждый завязанный узелок оберегает от злого духа, русалки, лешего.

Кукла Масляница, Коляда и Крестец, Купава, Кукушка, Покосница, Мокридина, Параскева Пятница, Старичок-Лесовичок, Куватка, Любава, Скрутка, Акань… Все эти традиционные русские куклы соответствовали народным праздникам, обрядам и везде они делались по-своему – в каждой деревне, местности несколько иначе, чем в другой. Теперь представьте: на территории Пермского края в 1890 г. проживали представители 22 национальностей, сегодня – более ста двадцати. Пермское Прикамье – уникальный в этнокультурном отношении регион. Здесь живут русские, татары, коми-пермяки, башкиры, удмурты, украинцы, белорусы, немцы, чуваши... У каждой народности есть свои обряды и, следовательно, свои особые традиционные игрушки. Возьмем к примеру татарскую игрушку. Кукле делалось платье в соответствии с требованиями Шариата, которое, как говорится в Коране, «скрывает все, кроме явного». Имен татары и башкиры куклам не дают. Для таких игрушек характерно отсутствие нарисованных черт лица, что связано со старинными народными традициями. Традиционная удмуртская кукла похожа на русскую, но, к примеру, вместо Лихоманок для излечения больных у удмуртов использовали куклу Треногу. Для этого кукла делалась из вещей больного без применения иглы. Такую куклу приносили в глухое место, давали ей имя и, называя по имени, оставляли, давая кукле наказ вылечить больного.

 

Игрушка в Пермском крае

Тряпичная кукла в Перми и Пермском крае имеет глубокие корни, а вот глиняных свистулек, по словам Натальи Ивановой, мастера по керамике, раньше почти не было: «В Кирове была на празднике свистулек. Там по весне свистом злых духов изгоняли, а в Пермском крае этого никогда не делали». Другая мастерица научилась свистеть в дни Прикамья, проходившие в Москве еще в советское время. Современные умельцы и мастерицы завозят чужеземные традиции, перенимают опыт мастеров из других городов и даже стран, общаются по e-mail, организовывают онлайн-курсы и ведут в интернете свои блоги. Смешение традиций, сплав из различных обрядов, обычаев, поверьев – закономерный процесс. Этот процесс ускоряется и усиливается с появлением современных технологий.

Мало кто из современных детей играет вырезанной из дерева игрушкой, но всегда бывают исключения. В Лысьве, например, живет Николай Карелов, который своими руками без чьей-либо помощи соорудил целый детский городок. «Ишь ты, с тополями борются. А я им говорю: ну-ка не выбрасывай! Я вам из дерева все что угодно!» - усмехается резчик по дереву. Теперь в лысьвенском парке кроме обычных деревьев еще и паровоз, ракета, мышь, черепаха – и все экологически безопасно, сделано с минимальными материальными затратами. Мастер Анна Краевская ведет курсы истории куклы и народного костюма в Перми. Она рассказала о парочке на палочке – «эта кукла бытовала на Урале. Делалась на щепе» и о Еги-бабе с Вятки.

В игрушке, созданной из природных материалов, своими руками, всегда есть некая недосказанность, которая расширяет пространство детских фантазий. Такая игрушка становится проводником в мир творчества, искусства и истории традиционной культуры.

 

0 Комментариев

Еще нет комментариев

* Обязательные поля

Ваши комментарии?

Новости

Все новости

События

По заданным настройкам события не были найдены

Ссылки

Статьи

Ссылки

Ссылки