Воздушные суда – последняя посадка
Музей авиации под открытым небом Воздушные труженики Ямала
- 28.11.2011
- Всеволод Липатов
В Салехарде около аэропорта есть своеобразный музей под открытым небом посвящённый авиации. Здесь стоят основные типы самолётов, когда-либо летавших в ямальском небе.
В Салехарде есть весьма необычный музей. Расположен он около аэропорта. В 70-х годах энтузиасты из салехардского авиаотряда поставили несколько списанных самолётов на постаменты. Это была своеобразная дань памяти этим крылатым труженикам, без которых освоение Ямала было бы невозможным. Уникальность этого музея в том, что в нём представлены основные типы авиационной техники летавшей над Ямалом и сыгравшие неоценимую роль в освоении Севера.
Первые самолёты на Ямал были посланы по распоряжению В.И. Ленина. Тогда для нужд Ямальской экспедиции было выделено два самолёта, но в 1921 году в Обдорске для этих аэропланов нужной посадочной площадки не нашли. Так что Салехард так и не встал у истоков полярной авиации. Летевшие на ледовую разведку Карского моря застряли в Тобольске. Лишь в феврале 1931 года на окраине Обдорска была подготовлена площадка, и только после этого лётчик И.В. Михеев на самолёте Ан-9 вылетел из Москвы курсом на Тобольск. Затем была посадка в Берёзово, а оттуда в Обдорск. Этот пробный полёт положил начало регулярному воздушному сообщению с крупными промышленными центрами страны. Рейсовые самолёты Салехард – Тюмень начали летать с 1935 года. Несколько лет воздушную линию обслуживали пилоты полярной авиации. Позднее краснополосные Ан-9 были заменены на воздушные суда гражданского флота.

- Увеличить
- Самолёт Ли-2 пилотируемый Н.П. Майковым и М.К. Майковой над Полярным Уралом, за месяц до гибели
Одними из пионеров грузовых и пассажирских авиаперевозок в округе стали самолёты Ли-2. На них забрасывались экспедиции изыскателей, прокладывающих маршрут железной дороги № 501, Салехард – Игарка. Кроме этого экипажи обслуживали геологов, строителей, рыбаков и других тружеников Севера.

- Увеличить
- Здание санавиации 70-80-е годы
На Ямале много населённых пунктов отстоящих от административного центра на больших расстояниях и куда автомобильных дорог нет, так что экстренно можно попасть только самолётом, поэтому в 1947 году в Салехарде была создана станция санитарной авиапомощи.

- Увеличить
- Старый аэропорт в Салехарде
Первое время аэропорт Салехарда мог принимать большие самолёты только зимой, когда мороз надёжно сковывал грунтовую взлётно-посадочную полосу, крепче бетона. Поэтому очень остро встал вопрос, а что делать в межсезонье и летом.

- Увеличить
- Гидросамолёт
Важную роль в авиасообщении Салехарда с остальными населёнными пунктами округа стали играть гидросамолёты. Сухопутных аэропортов было очень мало, поэтому посадочными полосами обычно служили речки и озёра, которых возле любого посёлка было много.

- Увеличить
- Самолёты Ан-2В и Ли-2
В этом импровизированном музее представлен гидросамолёт – этот воздушный труженик ямальских небес, Ан-2В, или как его любовно называли в народе «кукурузник» или «антошка» на протяжении долгого времени связывавший Салехард со многими труднодоступными уголками Ямала.

- Увеличить
- Музей самолётов. 1980-е годы
Огромный толчок развитию авиации в Ямало-Ненецком автономном округе дало открытие огромных месторождений углеводородов – нефти и газа. Газовая промышленность выдвинулась на первое место, но для разведки и добычи «голубого» топлива нужны были новые, современные средства передвижения. Геологи забирались всё дальше на север, им было необходимо доставлять оборудование, продукты и так далее. Наземным транспортом сделать это было очень трудно и лишь зимой. Салехардский аэропорт стал быстро развиваться, обновился авиапарк, тяжёлые самолёты стали садиться и влетать круглогодично. На смену Ан-2 пришли «небесные тяжелогрузы»: Ан-12, Ан-10, Ан-24, Ан-26. На эту взлётно-посадочную полосу садился даже знаменитый «Антей» Ан-22. Так что гидропорт сокращал объёмы своих перевозок, самолёты с поплавками стали летать только в отдалённые труднодоступные фактории, доставляя зимовщикам и тундровикам необходимые товары и продовольствие. Гидросамолёты отошли в историю.

- Увеличить
- Старый аэропорт, 94-й год
С 1964 года из Салехарда стали выполняться регулярные рейсы на новом для того времени самолете Ан-24 в Тюмень, Тазовский, Тарко-Сале, а летом 1968 года - в Москву. Немало грузов перевез незаменимый в условиях Севера транспортный самолет Ан-26. Пилоты полярного авиапредприятии освоили турбореактивный Як-40, связавший окружной центр со столицей страны, а также Тюменью, Омском, Норильском, Сургутом, Свердловском и другими городами страны.
В 1997 году в Салехарде была создана авиакомпания «Ямал» ставшая основным авиаперевозчиком в Ямало-Ненецком автономном округе. Тогда же была сдана в эксплуатацию новая взлётно-посадочная полоса для приёма большегрузных самолётов всех типов. Время полёта до Москвы сократилось с семи-восьми часов до двух. В июне 2000 года был сдан в эксплуатацию новый аэровокзальный комплекс современной архитектуры.

- Увеличить
- Современный аэропорт в Салехарде
Сегодня отсюда авиакомпания «Ямал» осуществляет регулярное и чартерное авиасообщение между многими городами России и округа на самолётах: Ту-154, Ту-134, Як-40, Ан-24 и Ан-72. Большую социальную значимость имеют выполняемые компанией вертолётные рейсы между городами и труднодоступными районами округа.

- Увеличить
- Музей самолётов
Несмотря на то, что в небе над Ямалом сейчас летают современные воздушные суда, в Салехарде помнят и чтут свою историю. И создав музей под отрытым небом выразили свою глубокую признательность этим воздушным труженикам, без которых было бы невозможно развитие округа. Кстати, экспонаты периодически пополняются.
4 Комментарии