Основной контент

Челюскин

  • Богуславский В., Маматов И.

ЧЕЛЮ’СКИН Семён Иванович — капитан III-го ранга, полярный исследователь. Родился около 1707 года в семье стряпчего Ивана Родионовича Челюскина, владевшего в селе Борищево Перемышльского уезда Калужского наместничества «господским домом» с небольшой усадьбой и 3 дворами с «восемью душами»; возможно, однако, что будущий мореплаватель родился в одной из родовых усадеб Белёвского уезда Тульского наместничества, где семья поселилась в начале XVII в.

Предки Семёна Челюскина служили воеводами, были объезжими и письменными головами, стольниками и стряпчими. Так, его дед Родион Матвеевич дослужился до головы (чин полковника) московских стрельцов. Это значит, что он был богат, знатен, вхож в царский двор. Родион Челюскин содействовал служебному росту сына Ивана: тот был сначала стряпчим, потом стольником. Всё изменилось в начале царствования Петра I. После подавления бунта московских стрельцов фамилия Челюскиных попала в списки Тайной канцелярии. Оказавшись в опале, Иван Родионович был вынужден продавать и закладывать имения и земли, влезать в неоплатные долги и обрёк свою семью на скудную жизнь в глухой деревушке. В Архиве древних актов удалось обнаружить документ, из к-рого косвенно можно установить, что Семён Челюскин родился ок. 1707. Эту архивную находку подтверждает и исследователь Борис Рихтер, к-рый ещё в 1938 в биографическом очерке отметил: «…По возвращении в Петербург (март 1743) 36-летний штурман в награду за свои подвиги был произведён в мичманы». Впервые Челюскин приехал в Москву на смотр дворянских недорослей летом 1714, а осенью его уже зачислили в Школу математических и навигацких наук. Поначалу его определили в класс русской грамоты. Здесь выявляли тех учеников, кто «прилежность и охоту имеют к наукам». Через 3 года Челюскин перешёл в «навигацкий класс», где изучал алгебру, геометрию и географию. Преподаватель Леонтий Магницкий обучал воспитанников и началам астрономии: умению вычислять затмения солнца, «подлинное время новолуния и полнолуния». Проучился в Москве тогда Семён Челюскин недолго и уже в октябре 1715 стал слушателем Морской академии, откуда его вскоре вернули обратно. В 1721 Семён Челюскин «получил аттестации в науке и в практике», зарекомендовав себя, «как честному человеку надлежит, пробу дав в достоинстве штурманской должности и хорошем обхождении».

В дальнейшем Челюскин нёс службу на кораблях Балтийского флота в должности «навигатора», ученика штурмана и подштурмана. Также он практиковался и в описании прибрежных участков Финского залива, зарекомендовав себя знающим моряком: в 1727 подштурман Челюскин уже обучал гардемарин на Балтике. Тогда же он обзавёлся семьей. Несмотря на то, что Семён постоянно нёс нелёгкую службу и находился в отрыве от дома, перспектив для роста у него было мало: руководящие и доходные должности на кораблях занимали в основном иностранцы, а в адмиралтейских кругах он не имел никакой поддержки. 17 апреля 1732 был подписан указ о снаряжении 2-й Камчатской экспедиции под руководством капитан-командора В. Беринга. В конце января 1733 в Адмиралтейство был подан «список морских и адмиралтейских служителей, отправляющихся в Камчацкую экспедицию», где одним из числился Челюскин. Вскоре его произвели в штурманы и направили в Екатеринбургский завод для «немедленного приготовления к судам припасов, вещей и артиллерии».

Ехал он туда из С.-Петербурга обычным для того времени путём: через Москву, Казань, Сарапул, Осинскую слободу (ныне г. Оса) и Кунгур. Столкнувшись с самоуправством местных должностных лиц, волокитой и бюрократизмом, будучи вынужден задержаться в городе, он, хотя и с превеликим трудом, но раздобыл всё необходимое и часть снаряжения привёз в Осу.

Среди офицеров флота в экспедицию отправлялся земляк и приятель Челюскина — лейтенант Василий Прончищев. Ему предстояло возглавить отряд по исследованию сев. побережья между рр. Лена и Енисей. Лейтенант взял энергичного друга в качестве штурмана дубель-шлюпки «Якутск» в свой Таймырский (3-й) отряд Вел. Сев. экспедиции. Летом 1735 отряд Прончищева из Якутска спустился вниз по Лене и 2 августа достиг её устья. Попытки выйти в море по одной из зап. Ленских проток оказались неудачными. Было принято решение идти вост. Быковской протокой, что значительно удлиняло маршрут. Огибая дельту Лены, путешественники двигались вдоль берега, производя промеры и опись побережья, что позволило положить на карту дельту Лены в её истинных очертаниях. К концу августа удалось дойти до устья реки Оленёк, где отряду пришлось остаться на зимовку. Зима прошла успешно, но весной многие члены экипажа, в том числе и командир, заболели цингой. Тем не менее, летом 1736 «Якутск» вместе с уже тяжело больным Прончищевым прошёл на запад до устья Анабара, затем двинулся на север и достиг широты 77° 55'. 28 августа Челюскин привёл «Якутск» с умирающим командиром в устье реки Оленёк, где Прончищев умер. Командование отрядом принял на себя Челюскин, который отправил Берингу в Якутск подробный рапорт о плавании.

Челюскин Семен Иванович, художник Рубан
Увеличить
Челюскин Семен Иванович, художник Рубан

Во время 2-й зимовки в Усть-Оленёке Челюскин хорошо проанализировал предыдущие неудачные плавания и хотел теперь поделиться своими мыслями на этот счёт с Берингом и 14 декабря, оставив на судне боцмана В. Медведева, Челюскин вместе с геодезистом Никифором Чекиным и 2 солдатами отправился на собаках в Якутск. Однако туда он прибыл лишь 28 июля 1737 и потому командора там не застал. Отправляясь на Камчатку, Беринг оставил ему предписание: переслать в Адмиралтейство рапорт и оставшиеся материалы, а самому ждать дальнейших указаний из Петербурга. Журналы и составленную карту он передал лейтенанту Д. Я. Лаптеву, который как раз собирался в С.-Петербург. Дубель-шлюпку боцман привёл в Якутск в сентябре 1737, и Челюскин, уверенный в том, что работы будут продолжены, ожидая нового начальника, делал всё возможное для подготовки к предстоящим плаваниям. 23 февраля 1738 в Адмиралтейств-коллегии «слушали доклад по полученному из Камчацкой экспедиции от штурмана Челюскина рапорту». В частности, там говорилось, что, если и далее «в определенной вояж следовать, то надлежит сделать малый ялбот». Ещё штурман убедительно просил доставить из Петербурга новые канаты и тросы, паруса и компасы, «в чем ныне недостаток есть». Вопреки распространившемуся среди морских офицеров мнению о тщетности продолжения плаваний в полярных широтах Челюскин высказался определенно: «Начатое свершиться должно».

Около 2 лет провёл он в Якутске. Исполняя обязанности командира отряда, Семён Иванович заботился о матросах и солдатах, входивших в экипаж корабля (их было более 40 чел.). Характерно, что в предыдущем плавании команда отнеслась к штурману настороженно — уж больно горяч и суров. Но в Якутске многие поняли: за строгостью стоят доброта и требовательность по отношению к людям. И успех экспедиции во многом будет зависеть от них самих. Назначенный в 3-й отряд вместо Прончищева Х. П. Лаптев прибыл в Якутск в мае 1739. Благодаря Челюскину «Якутск» уже был готов к плаванию. Летом того же года под командованием Лаптева пакетбот прошёл вдоль берега Таймыра до мыса Фаддея. Зазимовал отряд в устье р. Хатанги. Пришла весна 1740. Челюскин начал кропотливую подготовку к плаванию: осматривал снасти, организовывал починку парусов. 13 июля вышли в очередной поход. В последний раз штурман управлял своим кораблём. Спустя месяц отряд продвинулся к северу только до 75° 21' с. ш., когда дубель-шлюпку затёрло дрейфующими льдами вблизи бухты Прончищевой. Было решено оставить «Якутск» — «токмо бы людей спасти». На лёд сгрузили снаряжение и припасы. Из остатков дубель-шлюпки сделали санки и пошли к берегу, преодолевая торосы. Построили там 2 «юрты земляные» и жили в них, пока не установился зимний путь. Недоставало провианта. Помог енисейский промышленник Василий Сазоновский, доставивший 70 пудов муки. Через месяц, пройдя ок. 700 вёрст, пострадавшие от кораблекрушения «претерпевали великую трудность и едва не все одержимы были цынготноюболезнию, от которой несколько служителей померло», но достигли зимовья. После потери судна на совете руководства отряда было решено опись неисследованной территории производить по суше, причём тремя небольшими отрядами, к-рые возглавили Лаптев, Челюскин и Никифор Чекин. Основная тяжесть труда и главные заслуги выпали на долю Челюскина.

В 1754 Челюскин получил звание капитан-лейтенанта. О новых плаваниях и исследованиях не было и речи. В 1760, после ухода в отставку в звании капитана 3-го ранга он поселился в своей деревне вблизи г. Перемышля, где и умер ок. 1760, оставив после себя вдову и 2 сыновей —Герасима и Семёна — будущего мореплавателя. Место захоронения Челюскина до сих пор не установлено.
В честь отважного полярного мореплавателя названы академиком А. Ф. Миддендорфом в 1843: мыс, северная точка Азии; островок в Таймырской губе. В последующие годы, после смерти Челюскина, делались попытки умалить его подвиг (Ф. П. Врангель К. Бэр и др.). «…Подробное извлечение из журнала Челюскина, сделанное в 1851 году историком А. Соколовым, и положение берега на карте опровергают заключение о недостаточности произведенной Челюскиным съемки. В ней есть не только счислимый, но и астрономически определенный пункт северной оконечности Азии. Как сказал Соколов, “… этим оправдывается неправедно заподозренная память почтенного труженика, и география приобретает несомненный, очищенный от произвольных умозаключений факт”. Руалу Амундсену принадлежат слова: “… Его карта — лучшее доказательство того, что им сделано. Мыс Челюскин нанесен на ней совершенно правильно”. Высочайшую оценку Челюскину дал академик А. Ф. Миддендорф: “… Ему удался этот подвиг, неудавшийся другим, именно потому, что его личность была выше других. Челюскин — бесспорно венец наших моряков, действовавших в том крае при большой настойчивости”». 

Литература

1. Берг Л. С. Очерки по истории русских географических открытий. М., Л., 1949;
2. Магидович И. П., Магидович В. И. Очерки по истории географических открытий, в 5 тт. М., 1984, т. III (Географические открытия и исследования нового времени (середина XVII — XVIII в.));
3. Яников Г. В. Великая Северная экспедиция. М., 1949; 4. Миддендорф А. Ф. Путешествие на север и восток Сибири. СПб., 1860-69. Ч.1.

1 Комментарий

  • 1

    1)

    1

    avatar arachni_name 23.04.2018 1:14:08

* Обязательные поля

Ваши комментарии?

bering-expedition.ru

bering-expedition.ru

Официальный сайт "Маршрутами Великой Северной экспедиции"

Предстоящие мероприятия

По заданным настройкам события не были найдены

Новости проекта

Все новости

Ссылки

Статьи

Ссылки

Ссылки