Основной контент

Дороги Великой Северной экспедиции: Урал

  • И.Ю. Маматов, Ф.С. Шедько, В.К. Штибен, Н.В. Разумов

В статье дается описание пребывания членов Академического отряда на территории будущей Пермской губернии в 1733 и 1742-1743гг. годах. Сделана попытка восстановления уральского отрезка маршрута экспедиции.

Великая Северная экспедиция стала важным этапом в развитии российской науки. Ее участниками, в частности Академическом отрядом, были собраны сведения о флоре, фауне, этнографии регионов, через которые проходил маршрут. Основные научные результаты были достигнуты в Сибири, но участники Великой Северной экспедиции побывали также на Урале – в городах Осе, Соликамске, Кунгуре. Пребывание членов Академического отряда на территории будущей Пермской губернии заслуживает рассмотрения. 

Маршрут Академического отряда пролегал через уральские города Осу, Кунгур, Соликамск, Верхотурье и Екатеринбург. Спустя четыре десятилетия после экспедиции они войдут в состав Пермского наместничества, позже реорганизованного в Пермскую губернию. Но в 1733 и 1742 гг. эти земли относились к разным административным единицам.

Оса в 1708 г. вошла в состав Казанской провинции, а с 1719 г. находилась в составе Уфимской провинции, бывшей частью Казанской губернии. С 1729 г. Уфимская провинция, в составе которой оставалась Оса, была выделена из Казанской губернии и находилась в прямом подчинении Сената . Кунгур и Соликамск относились к Пермской провинции Казанской губернии. Первоначально она называлась Соликамской провинцией, но после переноса центра края в 1737 г. в Кунгур, стала называться Пермской .

Сухопутные дороги были всегда проблемой для России в связи с её огромной территорией, тем более, в ходе присоединения Сибири в XVI – XVII вв., когда только завершалось прокладывание путей сообщения на карте. Систематическое строительство дорог от западных до восточных границ завершилось в конце XIX в., в том числе, за счет строительства железнодорожных путей сообщения. С юга на север и обратно транспортные пути обеспечивали многочисленные водные артерии.
Вторая Камчатская (Великая Северная) экспедиция по инициативе Витуса Беринга отправилась через Урал и Сибирь на Дальний Восток в 1733 г. через три года после завершения первой экспедиции (1725–1730гг.). Дорога от Санкт-Петербурга до западного склона Уральских гор составляла 1800 верст, далее шла дорога через Соль Камскую до Верхотурья.

Если дорога Первой Камчатской экспедиции пролегала в обе стороны через средний Урал, то дорога на Дальний Восток Великой Северной экспедиции проходила южнее – через Осу и Кунгур. Это подтверждает Г.Ф. Миллер: «…самые старшие известия получены только при выезде из Сибири в Березове, Тюмени, Туринске…Верхотурье и у Соли Камской, где перед едучи мы не были…».

Новой южной дорогой по Уралу в Сибирь в 1733 г. через Сарапул – Осу – Кунгур – Каменск – Уральский – Екатеринбург – Тюмень не воспользовался только отряд Шпанберга, который проследовал прежним Бабиновским трактом через Кай городок – Соликамск – Верхотурье – Екатеринбург – Тюмень – Тобольск, был несколько короче и позволял быстрее достичь восточных границ, чтобы начать строительство морского флота. Но обратный путь в европейскую Россию в разное время с 1742 по 1746 гг. морской и сухопутный отряды Великой Северной экспедиции, возвращались по Бабиновскому тракту через Верхотурье – Соликамск.

Бабиновская дорога на западном склоне Уральских гор шла через реки Каму, Усолку, Косьву, Кырью, на восточном склоне через Чикман, Павду, Лялю, Туру. Далее следовал Сибирский тракт.

Соликамско - Верхотурский путь (русский, официальный правительственный путь из Европейской России в Сибирь с конца XVI в. до середины XVIII в.) проведал и устроил в 1597 г. по заданию царя Федора Иоанновича житель Верхнего Усолья Артемий Бабинов. Бабиновская дорога, длиною в 263 версты (от Соли Камской до Верхотурья), шла от западных до восточных склонов Уральских гор через села Городище, Половодово, Верх–Усолку, Сурмог, Верх-Яйву, Махнёво Чикман, Молчан, Верх–Косьву, Растес, Кырью, Павдинскую, Восьмиверстный, Мелехина, Позднякова, Караул, Савинова. Дорога заменила собой старый Чердынский (Вишерско – Лозвенский) тракт, длинною в 2000 верст от Москвы до восточного склона Уральских гор. Местное население называло Бабиновский тракт путем «из варяг в греки» или «Великим шелковым путем» – так велико, почти в течении двух веков, было значение этого единственного официального пути из европейской России в Сибирскую провинцию.

О значении Верхотурской дороги в освоении Сибири 9 января 1617 г. сообщает «Грамота… царя Михаила Федоровича в Соликамск воеводе Богдану Лупандину об освобождении от податей вотчину «вожа» Сибирской дороги Артемия Бабинова в Соликамском уезде» . Грамота является ответом царя Михаила Федоровича на письмо Сибирской дороги вожжа Ортемки (Ортюшке, Артемия) Софонова сына Бабинова, который просит его согласно грамоты прежнего царя «Федора Ивановича освободить от оброков (налогов) на его собственность: деревню на Яйве реке и дом у Соли Камской». В награду за содержание дороги царь «за службу вотчиною по старым межам владети по прежнему» подтверждает .

Схема Бабиновской дороги
Увеличить
Схема Бабиновской дороги

Путь из Соли Камской до Верхотурья занимал 5 или 6 дней зимой и 9–10 дней летом. Скорость зимой составляла 12 верст в час, летом 10, осенью и весной 8. В сутки в среднем проезжали до 80 верст. На станции (яме, отсюда ямщик) за одну лошадь за одну версту в XVIII в. платили 8–10 коп. Дорога была шириною в три сажени (более 6 метров). Кроме передвижения людей по дороге «хаживала денежная и соболиная казна, хлебные и пороховые запасы» , оружие, соль, ткань, бумага, медь, сера (более сотни наименования товаров).

Дорога служила так же как посольская и ссыльная, за год по ней проходило до 2000 человек и 5000 подвод. Так 20 мая 1645 г. в «отписке тобольского воеводы князя Григория Куракина верхотурскому воеводе Максиму Стрешневу об отпуске (проезде) в Москву колмацких послов (два человека) и о корме и питье им» тобольский воевода сообщает: «…а корму тем послам дано от Тобольска до Москвы на 10 недель 9 рублёв 26 алтын 4 денги», а «...как …послы на Верхотурье приедут» так «…отпустить их к Соли Камской, не задержав…велети б вам дать … на неделю…послам под корм и под питье 2 подводы» . Таким образом, согласно документу путь от Тобольска до Москвы составлял 10 недель, а от Верхотурья до Соли Камской в мае месяце одну неделю.

Наиболее подробное описание десятилетнего научного путешествия сухопутного отряда (1733 – 1743гг.) принадлежит участнику Великой северной экспедиции академику И.Г. Гмелину. Он был в составе отряда академика Г.Ф. Миллера, под началом которого состояли профессор Делиль де ля Кройер, студент С.П. Крашенинников, а в 1738 г. присоединился Г.В. Стеллер.

Согласно дневника, Иоганн Гмелин с коллегами побывали на территории будущей Пермской губернии дважды – сначала в декабре 1733 г., затем – в августе 1742 г – январе 1743.

Гмелин подробно отмечает в своем дневнике населенные пункты, которые проследовали участники экспедиции на более чем десяти подводах. Уральский участок пути начинается от Сайгатки, что на границе с Башкирией, и проходит через Дуброво – Осу – Кунгур – Иргинские заводы – Бурму – Ялум – Шайтанские заводы – Екатеринбург.
В дороге находились по 15 – 16 часов в день. В три часа дня 18 декабря 1733г. академики выехали из города Сарапул, проехали деревню Ночкина, переправились через Каму и утром 19 декабря оказались в Сайгатке .

На следующий день члены Академического отряда отправились в Осу через деревню Частые. По пути ученые осмотрели расположенные в пяти верстах от Осы строящийся Медный завод Акинфия Демидова и обнаружили, что там «нет еще ни людей, ни печей» .

В Осе академиков ждала непредвиденная задержка, и было решено съездить для исследований в Кунгур. 22 декабря в Кунгур (2326 верста) прибыли академики Гмелин, Миллер и прикомандированный к отряду художник Беркхан. Ученых интересовала Кунгурская пещера, которую ранее описывал Страленберг и которую посещали все путешественники, бывавшие в Кунгуре . Трем участникам экспедиции не удалось сразу найти проводника, который мог бы показать им пещеру, помочь вызвался ямщик. В пещере академики и ямщик потеряли друг друга. Гмелин с товарищами самостоятельно выбрались из Кунгурской пещеры и добрались до города, а ямщик пришел к ним на следующий день .

После Кунгура Академический отряд посетил строящиеся Иргинские заводы, татарскую деревню Ялум и Шайтанские заводы. В Екатеринбург (2625 верста) экспедиция прибыла 29 декабря. Немцы, которых в городе было больше, чем русских, называли город Катариненбургом . Делиль де ла Кройер выехал из Екатеринбурга в Сибирь 9 января, Миллер покинул город 14 сентября, Гмелин задержался до 19 сентября 1734 г.
Во время путешествия по Кунгурской провинции Иоганн Гмелин делал заметки по этнографии и ботанике. В татарской деревне Ялум ученый сделал этнографическое описание костюмов ее жителей и сравнил с традиционной татарской одеждой из других мест .

Пребывание в Екатеринбург Иоганн Гмелин посчитал полезным с точки зрения изучения горного дела. Он получил возможность посетить заводы города и записал сведения об организации труда, борьбе с пьянством и… оригинальном праздновании нового года жителями.

Обратная дорога из Сибири через Урал, куда в 1742 г. прибыл Гмелин, выглядела так: в августе остановился в Екатеринбурге. Во время повторного приезда в Екатеринбург ученый имел больше времени для осмотра города. Он сделал описание основных зданий и учреждений, описал 38 работающих предприятий и мастерских, в основном, связанных с горной промышленностью, а также большую плотину на реке Исеть .

После этого Иоганн Гмелин сделал несколько радиальных выездов на Демидовские заводы: Невьянский, Нижне-Тагильский, Шайтанский, Выйский; в сентябре: Лайский, Кушвинский, Туринский, Черноисточинский, Верхне-Тагильский, Шуралинский, Быньговский и принадлежащие короне Юрюзанский и Алапаевский заводы, в октябре Гмелин заболел .

О посещении каждого из заводов ученый составлял отчеты о том, как руда поступает на предприятие, функционируют основные цеха и технические устройства, образ жизни населения, живущего в заводских поселках. Также ученый сообщает ценные сведения о производимой продукции и ее сбыте. Подробнее всего Иоганн Гмелин рассказал о Невьянском заводе.
Только через месяц, 12 ноября Гмелин отправился в путь по восточному склону Урала через деревню Ляля, Фоминский погост, деревню Бушланова, Тагильскую слободу, поселение Салду, деревни Торговище, Вагина, Глазуново, Походящева, Голкова, Нерёмка и 15 ноября был в Верхотурье. К концу дня (15 ноября) он одолел путь в 200 верст. Гмелин стремился быстрее вернуться в Петербург.
В Верхотурье Гмелина ожидал Г. Миллер со своей женой и художник Люрсениус. После прибытия в город Иоганн Георг сделал его подробное описание: общее положение Верхотурья, состояние крепости, церкви, купеческих складов, таможенной службы. Таможня располагалась в двух частях города, чтобы осматривать тех, кто едет в Сибирь и европейскую часть России соответственно .

В Россию, как пишет Гмелин, экспедиция выехала раздельно для проведения барометрических наблюдений одновременно в Соликамске и Верхотурье: Миллер отправился 1 декабря, а Гмелин 8 декабря .

Дорога до западного склона Урала пролегала через Лялинский завод (погост, так у Гмелина), Павдинские избушки, деревни Косьва и Чикман, поселение Костец, деревни Молчан и Чикман. В город Соликамск он прибыл 14 декабря . Иоганн Георг вновь сделал подробное описание города, в котором находился. Ученый записал сведения обо всех соляных варницах, расположенных в Соликамске.

Из Соликамска Миллер, Гмелин и их коллеги выезжали регулярно и осмотрели Пыскорский монастырь, монастырское село Дедюхина, села Ленва и Новое Усолье, Вильвенский погост. «1 января 1743 г. ночью в 11 часов с Богом выехали из Соликамской» и отправились в Россию через Вильвенский погост, деревни Юринская, Косогор, Никитина, Миус, Оськина, Верхсиринское сельцо, деревнюТимена, Урольский погост, деревню Логинова, селище Кошинского стана Чердынского уезда, села Коса, Чедсово, Юрьев погост, Кайгородок . «Верстовые столбы по дороге почти наполовину вырваны» , поэтому определить точность расчета пройденного пути было достаточно трудно.

Таким было пребывание на территории Осы, Кунгура и Соликамска участников Академического отряда. Хотя описание Урала не входило в их основные задачи, добросовестность и скрупулезность Иоганна Гмелина, как исследователя, сохранили для нас подробное описание уральских городов в десятилетия, которые предшествовали основанию Пермского наместничества.

Список литературы

1. Гмелин И.Г. Путешествие в Сибирь (пер. с нем. Д.Ф. Криворучко). Соликамск, 2012.
Материалы для истории Императорской Академии наук. Т. II. СПб., 1886.
2. Миллер Г.Ф. История Сибири. Т. I. М., 2005.
3. Отчий край. Очерки об Осе и Осинском районе Пермской области. / сост. А.Ф. Кобелев. Пермь, 1991.
4. Полное собрание законов Российской Империи. Т. X. СПб., 1830.

Gmelin I.G. Puteshestvie v Sibir' (per. s nem. D.F. Krivoruchko). Solikamsk, 2012.
Materialy dlja istorii Imperatorskoj Akademii nauk. T. II. SPb., 1886.
Miller G.F. Istorija Sibiri. T. I. M., 2005.
Otchij kraj. Ocherki ob Ose i Osinskom rajone Permskoj oblasti. / sost. A.F. Kobelev. Perm', 1991.
Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj Imperii. T. X. SPb., 1830.

0 Комментариев

Еще нет комментариев

* Обязательные поля

Ваши комментарии?

bering-expedition.ru

bering-expedition.ru

Официальный сайт "Маршрутами Великой Северной экспедиции"

Предстоящие мероприятия

По заданным настройкам события не были найдены

Новости проекта

Все новости

Ссылки

Статьи

Ссылки

Ссылки