Основной контент

Интервью с кинорежиссером Альбертом Самойловым Делать фильм о Камчатке, минуя С.П. Крашенинникова, нельзя

  • Н.Разумов

В 2015 году хабаровский режиссер-документалист Альберт Самойлов снял фильм о Камчатке «Экспедиция на край земли» («Мы живые еще…»). В ней он прошел маршрутом члена Академического отряда С.П. Крашенинникова и показал, что значит имя этого ученого на Камчатке. В интервью порталу togeo Альберт Михайлович рассказывает о задумке и создании фильма.

― Когда и почему вы заинтересовались личностью Степана Петровича Крашенинникова?

Альберт Самойлов
Увеличить
Альберт Самойлов

Я работаю на Дальневосточной киностудии. Хотя я работаю и живу в Хабаровске, мы снимаем фильмы обо всем Дальнем Востоке  Камчатке, Сахалине, Приморском крае, Благовещенске. На Камчатке мы снимали фильм об обороне Петропавловска-Камчатскогопод руководством Василия Степановича Завойко в годы Крымской войны. И побывав первый раз на Камчатке, я понял, что там имя С.П. Крашенинникова подобно сакральному.
Побывав в 2010 году в Петропавловске-Камчатском, я увидел, что там все носит его имя  библиотека имени С.П. Крашенинникова, университет. С.П. Крашенинников, как мне показалось, там воспринимается как человек, который «сделал» Камчатку. И я потихоньку начал накапливать материал, ведь я – режиссер-документалист. Как кинооператор в 2011 году я участвовал в съемках фильма «Далекая отважная земля» об обороне Камчатки в годы Русско-японской войны. И два раза побывав на Камчатке, я понял, что делать фильм о Камчатке, минуя С.П. Крашенинникова, нельзя. И я начал искать материал.
Министерство культуры Российской Федерации выделило средства на производство фильма. Я понял, что надо делать фильм о современной Камчатке. Но современная Камчатка без С.П. Крашенинникова ничто. Я начал искать героев. Понятно, что у С.П. Крашенинникова не возьмешь интервью, о нем даже свидетельств современников немного осталось. В интернете я нашел много статей. Я нашел героя – Валерия Быкасова. Я прочитал его статьи и понял, что это мой герой. Вот с этого у меня начался С.П. Крашенинников  с человека, который занимался и занимается изучением его творчества. Но не тот, кто сидит в библиотеках или научных институтах. Быкасов прошел пешком всю Камчатку.

Портрет С.П. Крашенинникова
Увеличить
Портрет С.П. Крашенинникова

У меня в фильм герой все время ходит. Я создал свой образ С.П. Крашенинникова как человека, который в своих экспедициях прошел вдоль и поперек всю Камчатку. И весь фильм у меня человек идет. Он идет по Камчатке тропой С.П. Крашенинникова. Я не человек науки, я – документалист, и для меня главное – создать образ. И для меня С.П. Крашенинников – человек все время куда-то идущий – к морю, вулканам или еще куда-нибудь. Потому что это человек, который прошел всю Камчатку. А какие там расстояния. День, два, три пути, и ты не встречаешь ни одного человека.

― Расскажите, пожалуйста, как вы прорабатывали структуру фильма?

Валерий Быкасов с книгой С.П. Крашенинникова
Увеличить
Валерий Быкасов с книгой С.П. Крашенинникова

В документальном кино автор не пишет сценарий, а потом по нему снимает. Это называется постановочное кино. Мы сначала познакомились с Валерием Егоровичем Быкасовым и шли от него. В процессе съемок я начал понимать, насколько глубоко он знает С.П. Крашенинникова, как он к нему относится. По мере того, как мы с ним встречались, брали интервью. Мы просто познакомились с человеком, который нам стал интересен как герой фильма.
Он стал человеком, который нас там куда-то вел. Мы поехали с ним в Ключи. Там есть замечательный эпизод, который – квинтэссенция всего фильма. Когда мы в библиотеке вулканологов нашли первое издание Крашенинникова 1755 года. Оно было издано в Санкт-Петербурге и как-то оказалось на том месте, где Крашенинников был в 1737-1741 годах. Невероятный факт. Это и есть документальное кино, когда идешь за событием. Не прогнозируешь его, а идешь за ним. Когда этот сюжет мы сняли, я понял, что кино наполовину состоялось.
А потом мы снимали в Усть-Большерецке и других местах. Были и другие люди, которые выводили нас на образ Камчатки и С.П. Крашенинникова. О нем там действительно знают не только ученые и краеведы, но и простые люди. В фильме нет ни одного постановочного эпизода. Я доставал камеру, снимал, а они доставали книги С.П. Крашенинникова, начинали листать их. Они ее читали, они ее знают. Для них это все родное.
Я делал не научно-популярное кино, а документально-исследовательское. Я перекинул мостик от С.П. Крашенинникова к современности. Я хотел показать, как люди на Камчатке жили, когда их описал С.П. Крашенинников, и как они живут сейчас. И как они воспринимают С.П. Крашенинникова.

― Расскажите, пожалуйста, о Валерии Быкасове и своем знакомстве с ним.

Валерий Быкасов во время путешествия по Камчатке
Увеличить
Валерий Быкасов во время путешествия по Камчатке

Он автор большого количества статей. Некоторые читать было сложно, потому что топографически Камчатку я знаю не так хорошо. Я не родился на Камчатке и был там всего два раза. С Быкасовым я списался по интернету. Мы договорились, что он приедет на Камчатку, когда мы будем там. По началу, мы отнеслись друг другу настороженно. У нас была дистанция. Долго мы объясняли, что мы хотим от него. Он нас послушал, рассказал, чем он занимается. В таких ситуациях ты понимаешь, что с человеком нашел контакт.
Мы выбрали несколько маршрутов. Съездили с ним в Ключи. Он нас провел по местам, где был С.П. Крашенинников, познакомил с героями, которые появились в фильме, в частности, с сотрудниками станции вулканологов. И после этого у нас как-то все срослось. Мы создавали образ. Он нас отвезк морю. Просто так получилось, что погода, море и идущий человек. Когда мы сняли этот эпизод – человек, идущий по краю стихии. И там берег осыпался под ним. Эти эпизоды создавали образ. Образ человека, который путешествует, который знает Камчатку. Быкасов знает Камчатку вдоль и поперек. И где он только не был за сорок лет своей работы.

Валерий Быкасов
Увеличить
Валерий Быкасов

Я сравнил – четыре года был С.П. Крашенинников на Камчатке и за это время объездил ее всю, если посмотреть карты его маршрутов. И Валерий Егорович тоже за то время, что на Камчатке живет, объездил ее всю. Он именно, бывая в тех местах, где был С.П. Крашенинников, сопоставлял карты маршрутов С.П. Крашенинникова и свои профессиональные данные. Он предполагал, где бы мог пройти С.П. Крашенинников, а где – нет. Потому что только на местности можно знать, где лучше проходить и каким маршрутом лучше пользоваться. Для меня Валерий Быкасов – настоящий ученый. Это человек, который сам ногами прошел всеми маршрутами С.П. Крашенинникова. Конечно, ученые бывают те, которые сидят и работают в архивах. Но для меня ученый это нечто большее.

― Как Вы находили людей, которые стали героями фильма?

Станция вулканологов
Увеличить
Станция вулканологов

У нас было много героев, но эпизоды со многими из них в фильм не вошли. Мы приезжали в разные места (Ключи, Усть-Большерецк, на косу). Мы выбирали людей по своим внутренним ощущениям. Бывает, берешь интервью у человека, но, может быть, он говорит хорошо, не заикается, но в нем нет драйва. Я не чувствую в нем героя. А бывало, простые, казалось бы, люди настолько искренне говорили. Для них это жизнь. Главное – это их жизнь. Они ощущают, что корнями ушли в эту землю. Они живут там, где им нравится, там, где они считают, что это их земля. А раз они там родились, они имеют право так считать.

― Какую литературу о С.П. Крашенинникове Вы изучали в процессе подготовки фильма?

В первую очередь, я, когда был в Санкт-Петербурге, пошел на его могилу. Я постоял там и ощутил, где я нахожусь и где Камчатка. Я мысленно пролетел девять часов на самолете. А он несколько лет туда добирался. Нужно было соотнести, где Петербург, где Камчатка или хотя бы Хабаровск. Насколько это огромная страна.

Страницы книги «Описание земли Камчатки»
Увеличить
Страницы книги «Описание земли Камчатки»

Я через фильм создавал внутреннее ощущение С.П. Крашенинникова, его подвига, его заслуг, Конечно, «Описание земли Камчатки» я читал. Но Быкасов его читал как роман. Я его читал долго-долго. Очень трудно, не находясь на Камчатке, понимать, о чем он там пишет. И я понял, что мне нужны люди такие, как Быкасов, которые более подготовленные. Я положился на мнение Быкасова на эту и другие темы.
Спорят, что такое документальное кино. Кажется, что я должен собрать биографию С.П. Крашенинникова и ее рассказать. Но это научно-популярное кино, а не документальное. Для меня документальное кино – это кино образов и кино моих чувств к тем героям, которых показываю на экране. Для меня мои герои (Камчатка, С.П. Крашенинников, Быкасов) Я сопереживаю людям, которые там живут. И для которых современность совпала с началом XXI века. Я запечатлел их жизнь для будущих поколений. Чтобы через пятьдесят лет историки пришли и посмотрели, как люди жили в начале XXI века. Даже не наши внуки, а правнуки. Я хотел бы, чтобы мое кино осталось для потомков как раз вот таким.

0 Комментариев

Еще нет комментариев

* Обязательные поля

Ваши комментарии?

bering-expedition.ru

bering-expedition.ru

Официальный сайт "Маршрутами Великой Северной экспедиции"

Предстоящие мероприятия

По заданным настройкам события не были найдены

Новости проекта

Все новости

Ссылки

Статьи

Ссылки

Ссылки